Рак молочной железы после ЭКО: как снизить риски?
В то время как научные исследования указывают на то, что экстрапоральное оплодотворение (ЭКО) не вызывает рак молочной железы, препараты, использующие для стимуляции роста фолликулов могут провоцировать рост уже имеющихся опухолей. Вопрос взаимосвязи ЭКО и рака молочной железы был обсужден на конференции «Верни Мамму», которая состоялась в Москве 11 февраля 2018 года.
Согласно датским исследованиям, опубликованным в Журнале Американской Медицинской Ассоциации в июле 2016 года, ЭКО не увеличивает риск развития рака молочной железы. Это было первым широким исследованием, которое рассмотрело результаты 25,000 датских женщин, прошедших процедуру ЭКО с 1980 по 1995 годы. В сравнении с женщинами, не проходившими ЭКО, результаты заболеваемости раком груди были практически одинаковые. Из чего исследователи сделали вывод, что ЭКО не влияет на развитие болезни. Другие, проведенные ранее исследования, хоть и носили меньший объем информации, указывали на аналогичные выводы.
Выводы данных исследований концентрируются на развитии новых болезней и не уточняют, какую степень проверки здоровья проходили женщины до начала процедуры ЭКО. В России на сегодняшний день процедура ЭКО обрела большую популярность. Как отметили участницы конференции, пациенток, желающих пройти процедуру экстрапорального оплодотворения, врачи практически никогда не спрашивают о таких важных факторах, как семейная история рака, генетическое тестирование на мутацию генов BRCA1 или BRCA2, либо наличие таких исследований текущего состояния молочной железы, как УЗИ или маммография. Таким образом, пациентка погружается в процедуру ЭКО, составной частью которой является стимуляция яичников эстрогеном и прогестероном, не понимая своих индивидуальных рисков.
Исследование «Препараты от бесплодия и риск рака молочной железы», проведенное Р. Буркман в 2003 году в Национальном институте детского здоровья и развития проблем контрацепции и репродуктивного поведения женщин», показало, что 17% женщин, получивших РМЖ в ходе лечения бесплодия имели семейную историю рака молочной железы. Аналогичные выводы сделал И. Паппо в своем исследовании 2007 года под названием «Рак молочной железы у пожилых людей: гистологические, гормональные и хирургические характеристики.» Его исследование показало, что 21.8% женщин, проходивших лечение бесплодия, получили семейную форму рака молочной железы.
Эстроген играет важную роль в росте гормонозависимых опухолей молочной железы. Если опухоль тестирует положительно на гормональные рецепторы, это значит, что данный гормон является стимулятором его роста. Естественно, что увеличение количества гормона в организме, которое происходит в процессе стимуляции яичников гормонами и последующей беременности, могло бы повлечь за собой более быстрый рост уже имеющейся в организме опухоли. Необходимо отметить, что в случае возникновения рака молочной железы и успешного прохождения лечения, в большинстве случаев российские онкологи предостерегают молодых женщин от последующих беременностей, так как видят в них риск возникновения рецидива заболевания. Таким образом, в то время, как врачи способны предотвращать последствия, они слабо влияют на сокращение начальных случаев заболевания.
Важный вывод, который должно сделать как медицинское сообщество, так и общество пациенток и здоровых женщин, желающих пройти процедуру ЭКО, это необходимость внедрения расширенных регламентов по проверке состояния здоровья женщины до осуществления процедуры стимуляции яичников. Такие программы могут подразумевать маммографию, УЗИ молочных желез, генетическое тестирование и консультацию онколога или маммолога, который сможет уточнить у пациентки о наличии семейной истории рака. Подобная практика могла бы значительно сократить риск развития предопределенных случаев заболевания среди женщин, которым процедура ЭКО может быть противопоказана.
Поделиться публикацией: